Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Вернуться к обычному виду

Муниципальное образование
городской округ Красноармейск
Московской области
Официальный сайт

К 100-летию Октябрьской революции

НАША ИСТОРИЯ

Совсем немного остается до столетнего юбилея Октябрьской революции 1917 года.

1_Плакат.jpg

Революция или переворот?

Кстати, революцией те события считали не всегда. Например, в конце прошлого века о них часто говорили как об октябрьском перевороте. Как же сегодня в школьных учебниках трактуется все, что произошло в 1917 году? И что сами ребята думают о событиях столетней давности.

Плюсы и минусы

По словам историков, официальная позиция по отношению к октябрю 1917 года сейчас стала более мягкой.

Сегодня в школьной программе 1917 год трактуется как революционный период в истории России, — подтверждает и Сергей Саратов, учитель истории школы № 1 городского округа Красноармейск. В одной и той же главе рассказывается сначала про февральскую революцию, а затем про октябрьскую.

Отвечая на вопрос о том, как школьники оценивают революционные события, Сергей Владимирович говорит, что у ребят так же, как и у взрослых, нет на этот счет единой точки зрения. С одной стороны, многие сожалеют, что Россия, расставшись с монархией, не смогла перейти к буржуазному строю.

Ребята любят порассуждать на тему, что было бы, если бы во время Гражданской войны победа оказалась на стороне белого движения, — рассказывает Сергей Владимирович: «Я всегда отвечаю им, что история не терпит сослагательного наклонения».

С другой стороны, ребята положительно оценивают достижения советской власти, которой за короткий период удалось, например, практически полностью ликвидировать неграмотность населения. Абсолютно всех школьников ужасает то, что послереволюционная борьба за власть повлекла за собой колоссальные человеческие жертвы. Возмущение вызывает также расстрел царской семьи, во время которого погибли ни в чем не повинные дети.

Полное непонимание и неподдельный ужас в глазах — такова реакция ребят, когда они узнают, что все тела сбросили в шахту, предварительно облив серной кислотой.

Не гений, но и не злодей

Выступление Ленина пред рабочими и солдатамиНет резких отрицательных и резких положительных оценок сегодня и в том, как преподносится в учебниках личность главного идеолога Октябрьской революции В.И. Ленина. О нем говорится только как о лидере большевиков, организовавшем партию РСДРП.

Когда мы на уроках говорим о Ленине, ребят в первую очередь интересует, почему его никак не захоронят, — рассказывает Сергей Саратов, — «на такой вопрос ответить сложно. Наверное, для этого пока что не пришло время. Кстати, я всегда спрашиваю у своих учеников, были ли они или их родители в мавзолее. Так вот, за все время моей работы таких людей не нашлось».

Сергей Владимирович говорит, что очень часто во время изучения революционного периода ученики спрашивают его, почему белые не победили в Гражданской войне.

Я объясняю, что у белого движения не было единой идеологии, говорит педагог, кроме того, они ничего не обещали народу, откладывая «на потом» решение всех самых важных вопросов — о войне, о мире, о земле.

4_Фрагмент картины А. Сокова Декабрь 1917 года.jpgВзвешенная оценка революционного периода, в том числе и при изложении в школьных учебниках, призвана помочь добиться согласия и примирения в современном обществе. Государство призывает относиться к событиям 1917 года как к историческим урокам, не допуская противостояния.

Каким был 1917 год для наших земляков?

А как революционные события развивались на территории нашего Красноармейска? За ответом на этот вопрос мы отправились в музей фабрики имени Красной армии и Флота, расположенный в Городском Дворце культуры.  

6_фото_Петр Владимирович Кушнер.jpgОказалось. Что в музее хранятся воспоминания о том времени нашего земляка Петра Владимировича Кушнера. Он родился в 1900 году, а в1914 году окончил школу и приступил учеником в фабричную контору. «Когда после многих прожитых лет вспоминаешь детство и юность, в памяти возникает самое яркое, то, что особенно поразило когда-то воображение», — пишет Петр Владимирович.  

В его заметках революционное время предстает как непростое, беспокойное, на наполненное надеждами на лучшее. Каждому, особенно молодым людям, тогда хотелось понять, что происходит, увидеть все своими глазами. 

По словам Петра Владимировича Кушнера, о свержении самодержавия население Вознесенской мануфактуры узнало третьего марта 1917 года. На несколько часов была прекращена работа, начался митинг, полицию разоружили и распустили, а для охраны порядка создали милицию. Через несколько дней на фабрике был создан Совет рабочих депутатов. Администрация фабрики, по мнению Кушнера, представляла Февральскую революцию политическим актом, результатом которого должны были стать лишь политические реформы, не затрагивающие частную собственность. В результате особого значения митингам и даже созданию Совета не придавала. Но рабочие с каждым днем чувствовали себя все свободнее: вслух обсуждали несправедливое отношение и хамство начальства к подчиненным, «больные» бытовые вопросы, пели запрещенные прежде революционные песни. 

7_Поименная книга школы ФЗУ фабрики КРАФ.jpgСо стен исчезли царские портреты и двуглавые орлы.

В марте же на Вознесенскую мануфактуру прибыли два члена РСДРП(б) — Петр Морозов и Павел Тихомиров. Было созвано фабричное собрание, создана ячейка профсоюза текстильщиков и партийная ячейка РСДРП(б).

   Летом, 1917 года обстановка на фабрике была напряженной, ждали военных событий, касающихся перехода власти от Временного правительства к Советам трудящихся.

Время надежд

   И вот 24 октября в большевистской газете «Социалдемократ» выходит статья по заголовком «Вся власть Советам». Через два дня работа на фабрике остановилась, было организовано собрание жителей для разъяснения положения.

28 октября в Москве начались бои, продолжавшиеся семь дней. Одновременно в уездах и волостях губернии началось установление Советской власти.

По воспоминаниям Петра Владимировича Кушнера из той же газеты «Социалдемократ» он и его товарищи узнали о прекращении боев в Москве и необходимости возобновить работу на предприятиях.

Говоря о событиях следующего, 1918 года, Кушнер рассказывает об обучении фабричной молодежи военному делу, о том, что в это время «весьма тяжелым оставался продовольственный вопрос». Часть населения фабрики стала на пустырях устраивать картофельные грядки. Чтобы прокормить семью, многие уходили в деревню. Часть рабочих перешла на строительство узкоколейки от станции Софрино через леса ради заготовки дров для Москвы.

Сам же Петр Владимирович трудился на фабрике до 1920 года. Затем в его биографии был рабфак МГУ, учеба сначала в Московском лесном техникуме, затем — в Ленинградской лесотехнической академии, работа в Наркомземе РСФСР, различные руководящие должности на производствах, в Госснабе и Госплане СССР. Он пережил Великую Отечественную войну и имел ряд правительственных наград.

В мероприятиях, запланированных в рамках празднования 100-летнего юбилея Октябрьской революции в 2017 году запланировано множество культурно-просветительских мероприятий по всей стране. Например, этой зимой в храме Христа Спасителя прошли XXV Международные Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия», в которых приняли участие учителя из городского округа Красноармейск.

Самым же масштабным проектом должно стать создание памятника Примирения, открыть который предполагается 7 ноября в День согласия и примирения в этом году в Крыму в районе Керчи.